Дистанционное обучение — различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (→Деловые игры (-)) |
Admin (обсуждение | вклад) (→[Деловые игры] (-)) |
||
Строка 222: | Строка 222: | ||
... [[Виртуальные классы|ещё виртуальные классы]] | ... [[Виртуальные классы|ещё виртуальные классы]] | ||
− | ===[Деловые игры] (-)=== | + | ===[[Деловые игры]] (-)=== |
| |
Версия 19:55, 10 марта 2015
Отличия и преимущества дистанционного обучения
Индивидуализация обучения
Индивидуализация особенно важна в обучении взрослых:
- во-первых, психика взрослого уже сформирована, она труднее изменяется под влиянием новых знаний и навыков.
- во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения.
- в-третьих, обучение не является основной деятельностью взрослых, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению.
Таким образом, если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным. Индивидуализация обучения является основным критерием, отличающим дистанционное обучение от очного.
Автоматизация и универсальность
Дистанционное обучение обладает двумя важными преимуществами, в значительной мере индивидуализирующими процесс приобретения знаний и навыков:
- Автоматизация — в тысячи раз ускоряет все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём — и это очень важно сейчас, когда количество обучающихся взрослых растёт — с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся прежней.
- Универсальность — позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Сперва этими условиями были география и обстановка, в которых проходит обучение. Затем обучаемые смогли выбирать время обучения (как время суток, так и количество перерывов). Сейчас мы всё чаще говорим о мультиплатформенном обучении — с помощью компьютера, планшета, мобильного телефона. И уже разрабатываются новые стандарты дистанционного обучения, призывающие выйти за рамки платформ и временных ограничений, и обучать всех всегда и везде.
Сегодня дистанционное обучение — это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы этой сферы. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на me@maximfiimonov.ru, и я вам обязательно отвечу.
Дистанционные методы обучения и развития
Могут применяться дистанционно — через интернет, в пределах предприятия — через локальную сеть, и очно — в помещении, оборудованном компьютерами.
Анализ знаний и навыков
Преимущество — богатые возможности подсчёта и анализа, недостаток — необходимы дополнительные усилия по идентификации обучаемого.
- Тестирование (последовательное, разветвлённое) — возможны: общедоступный рейтинг по результатам, автоматический выбор вопросов в зависимости от ответов и т.д.
- Анкетирование — возможно выделение лучших результатов по: времени, количеству отвеченных пунктов, степени заполненности, наличию ключевых фраз и т.д.
- Оценка 360° (270°, 180°, 90°) — возможны: включение бальной оценки, стандартизация ответов, автоматическая обработка результатов и т.д.
- Задачи в эмуляции — возможны: вариативность выполнения задачи, подсчёт времени выполнения и количества неверных действий, штрафные подсказки и т.д.
- Геймификация — использование игровых методик в процессе оценки: виртуальные очки, поэтапное погружение, стратификация по уровням и т.д.
Обучение и развитие
Преимущество — количество одновременно обучаемых, уникальная среда для обмена знаниями, недостаток — более сложная организация обратной связи.
- База знаний, форумы — позволяет сотрудникам (преподавателям и студентам) обмениваться знаниями, могут иметь общий доступ или по правам
- Дистанционные курсы (симуляторы, эмуляторы) — последовательность интерактивных обучающих материалов, выполненных в парадигме педагогического дизайна
- Вебинары (а также: телеприсутствие, чаты) — методы обучения, предполагающие одновременную дистанционную работу преподавателя и студентов
- Тестирование — в качестве промежуточной обучающей активности закрепляет знания, в целом усиливает мотивацию студента
- Методы геймификации — применение игровых методик в обучении: эмоциональное вовлечение, командная работа, конкуренция и т.д., в сочетании с методами оценки
- Краудсорсинг — обсуждение задач и/или поиск решений группой людей в пределах какого-либо сервиса.
Оценка эффективности обучения
Опирается на общие модели оценки эффективности обучения. Одна из актуальнейших тем дистанционного обучения.
- 1956, Таксономия Блума
- 1959, Модель Киркпатрика
- 1962, Модель Тайлера — Objectives Approach (Целевой подход)
- 1966, Модель Стафлбима — CIPP ("Context, Input, Process, Product" — Контекст, Исходные данные, Процесс, Продукт)
- 1966, Модель Провуса — Discrepancy Evaluation Model (Модель оценки расхождений)
- 1970, Модель Бёрда — CIRO ("Content, Input, Reaction, Outcome" — Содержание, Исходные данные, Реакция, Результат)
- 1995, Модель Кауфмана — Five Levels of Evaluation (Пятиуровневая оценка)
- 1997, Модель Джека Филлипса — ROI (Return of Investment — Возвращение инвестиций)
- 1967, Модель Роберта Стейка — Countenance Model (Модель поощрения)
- 1967, Модель Скривенса — Focus On Outcomes (Фокусировка на результатах)
- 1985, Модель Губы и Линкольна — Naturalistic Inquiry (Натуралистический запрос)
- 1990, Модель Брюса Аарона — V-Model (V-модель)
Направления и модели педагогического дизайна
Педагогический дизайн — это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.
Дизайн обучающих материалов
Instructional Design — дословный перевод "дизайн инструкций".
- 1970, Педагогическая разработка обучающих систем (Instructional Development Learning System — IDLS)
- 1975, Модель системного подхода (Dick and Carey Systems Approach Model)
- 1985, Модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — Анализ, Дизайн, Разработка, Реализация, Оценка)
- 1994, Модель Моррисона-Росса-Кемпа (Morrison/Ross/Kemp Model)
- 1996, Общая модель педагогического дизайна (Smith and Ragan Common Model of Instructional Design)
- 1998, Теория обратного дизайна (Wiggins Theory of backward design)
- 2010, Модель OAR (Objectives-Activities-Resources — Цели-Активности-Ресурсы)
Мотивационный дизайн
Motivational Design — мотивационный дизайн — продолжение дизайна обучающих материалов в рекламно-маркетинговой парадигме.
- 1983, Модель ARCS (Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction — Внимание, Актуальность, Доверие, Удовольствие)
- 2006, Модель мотивации возможностей (Motivating Opportunities Model)
Программное обеспечение дистанционного обучения
Под дистанционным обучением здесь я подразумеваю только обучение, получаемое посредством интернета или локальной сети, не рассматривая при этом телевидение, видео- и аудиомагнитофоны и пр. морально устаревшее оборудование.
Комплексные решения
Данный тип ПО представляет собой комплексы связанных между собой программ для обучения сотрудников. Все комплексы коммерческие.
- 1C:Электронное обучение — 1C
- Adobe Acrobat Connect Pro — Adobe Systems
- Dokeos Elearning Suite
- Google Apps for Education — Google
- Microsoft Learning Gateway — Microsoft
- Mirapolis HCM — Мираполис (Mirapolis)
- МИОС — Ситроникс
Системы дистанционного обучения
Данный тип программного обеспечения позволяет назначать сотрудникам обучающие активности и отслеживать их прохождение. Многие системы дистанционного обучения обладают дополнительным функционалом по управлению персоналом, приближающим их к системам управления обучением.
- СДО с открытым кодом:
- Коммерческие СДО:
- eLearning 4G — Корпоративные Системы Обучения
- OpenClass — Google
- SharePoint LMS — Belitsoft
- WebTutor — WebSoft
Редакторы дистанционных курсов
Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со стандартами дистанционного обучения.
- С открытым кодом и бесплатные редакторы:
- CourseLab 2.4 — WebSoft
- eXeLearning — CORE Education
- iSpring Free — iSpring Solutions
- Xerte — University of Nottingham
- Платные и условно бесплатные редакторы:
- Adobe Captivate — Adobe Systems
- Articulate Storyline — Articulate
- CourseLab — WebSoft
- Lectora Inspire — Trivantis
Программы для записи с экрана
Данный тип программ позволяет производить запись с экрана монитора.
- Бесплатные программы:
- AVS Video Recorder — Online Media Technologies
- IceCream Screen Recorder — Icecream Apps
- Jing — TechSmith Corporation
- SRecorder — SRecorder Company
- Платные программы:
- Bandicam — Bandisoft
- Corel VideoStudio — Corel Corporation
- Soft4Boost Suite — Soft4Boost
- Экранная камера — AMS Software
Программы для дистанционного тестирования
Данный тип программ позволяет создавать тесты и проводить удалённое тестирование сотрудников.
- С открытым кодом и бесплатные программы:
- AVELife TestGold Agent — AVELife
- Hot Potatoes — University of Victoria
- TAO — University of Luxembourg et al.
- Айрен — Останин Сергей
- Платные и условно бесплатные программы:
- AVELife TestGold Studio — AVELife
- NetSupport School — NetSupport Ltd
- TestWizard — TestWizard
- Veral Test — Veralsoft
Программы для видеомонтажа (-)
Онлайн-сервисы дистанционного обучения
СДО онлайн
Системы дистанционного обучения в формате онлайн позволяют пользоваться функциями СДО без установки соответствующей программы на свой компьютер или сервер.
- СДО-платформы:
- iSpring Online — iSpring
- Lectora — Trivantis Corporation
- MyLMS — WebSoft Development
- Teachbase — Интернет-школа
- СДО-каталоги:
- Элитариум 2.0 — Элитариум
- Businesslearning.ru — Альянс Медиа
- Coursera — Coursera
- I can learn — Облачные Образовательные Технологии
- ... ещё СДО-каталоги
- Тематические СДО:
- Институт позитивных технологий и консалтинга — психология
- LinguaLeo — английский язык
- MBA онлайн — MBA
- E-office24 — 1C
Онлайн-тестирование
Сервисы онлайн-тестирования позволяют создавать и проходить тесты в режиме онлайн.
- Мастер-Тест — Костюков К.
- ClassMarker — ClassMarker Pty Ltd
- Examination Online — Examinationonline.com
- Testserver.Pro — Testserver.Pro
... ещё платформы онлайн-тестирования
Разработка курсов онлайн
Решения, позволяющие создавать и редактировать дистанционные курсы по принятым стандартам в режиме онлайн.
- Claro (commercial) — Claro
- Composica (commercial) — Quarbon
- Easygenerator (freeware, commercial) — easygenerator
- MyUdutu (freeware) — Udutu
Платформы для вебинаров
Вебинар — это видео- и/или аудио-семинар в режиме онлайн.
- Платные сервисы:
- Виртуальный класс — WebSoft
- Adobe Connect — Adobe Systems
- COMDI и Webinar.ru — Вебинар-Комди
- My Own Conference — Myownconference
- Бесплатные сервисы:
- BigBlueButton — BigBlueButton
- Google Hangouts — Google
- SeeMedia — Знаниевый реактор
- WizIQ — WizIQ
Виртуальные классы
Виртуальный класс отличается от площадки для вебинара необходимостью установки программного обеспечения на компьютер студента и преподавателя.
- Interwise — AT&T
- NetSupport_Assist — NetSupport
- Saba Centra — Saba
- Webex — Cisco
Деловые игры (-)
Языки и стандарты в дистанционном обучении
Языки вёрстки и программирования
Специальные слова и обозначения, позволяющие вручную создавать и анимировать дистанционные курсы. Редакторы дистанционных курсов также используют данные языки.
- HTML5 — WHATWG и W3C
- JavaScript — Openwave
- XML — W3C
Стандарты и организации
Стандарты, по которым создаются и анимируются дистанционные курсы. Стандарты позволяют редакторам дистанционных курсов и СДО понимать друг друга.
- AICC — Aviation Industry CBT Committee
- ARIADNE — Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe
- DCMI — The Dublin Core Metadata Initiative
- IMS — Global Learning Consortium
- LRN — Microsoft
- LTSC — Institute of Electrical and Electronic Engineers
- SCORM — Advanced Distributed Learning
- Tin Can API — Advanced Distributed Learning