Дистанционное обучение
- Автоматизация — в тысячи раз ускоряет все информационные процессы, связанные с обучением (от учёта посещаемости и статистики успеваемости до назначения обучающих активностей и проверки успешности их прохождения). Причём — и это очень важно в мире, где количество нуждающихся в обучении людей постоянно растёт — с ростом количества обучаемых скорость обработки и предоставления информации остаётся практически прежней.
- Универсальность — позволяет обучаемому выбирать условия обучения. Это начиналось с места и обстановки, в которой проходит обучение. Теперь для большинства обучающих активностей это время обучения (как время суток, так и количество перерывов). Всё чаще мы говорим о мультиплатформенном обучении — компьютер, планшет, мобильный телефон. И, конечно, постоянно возрастает количество самих методов обучения и развития.
Индивидуализация обучения особенно важна в обучении взрослых. Во-первых, психика взрослого уже сформирована, ей тяжелее изменяться под влиянием новых знаний и навыков. Во-вторых, в большинстве случаев забыты или ослаблены навыки обучения. В-третьих, обучение не является основной деятельностью, как правило, существуют другие обязанности, прямо или косвенно противопоставляемые обучению. Если для обучения детей индивидуализация является крайне желательным фактором, то для обучения взрослых она является фактором критичным.
Сегодня дистанционное обучение — это самая развивающаяся, богатая событиями и открытиями сфера обучения для взрослых, и здесь я собираю материалы по этой сфере. Если у вас появятся замечания, дополнения или вопросы, присылайте их на me@maximfiimonov.ru, и я вам обязательно отвечу.
Содержание
Дистанционные методы обучения и развития
Могут применяться дистанционно — через интернет, в пределах предприятия — через локальную сеть, и очно — в помещении, оборудованном компьютерами.
Анализ знаний и навыков
Преимущество — богатые возможности подсчёта и анализа, недостаток — необходимы дополнительные усилия по идентификации обучаемого.
- Тестирование (последовательное, разветвлённое) — возможны: общедоступный рейтинг по результатам, автоматический выбор вопросов в зависимости от ответов и т.д.
- Анкетирование — возможно выделение лучших результатов по: времени, количеству отвеченных пунктов, степени заполненности, наличию ключевых фраз и т.д.
- Оценка 360° (270°, 180°, 90°) — возможны: включение бальной оценки, стандартизация ответов, автоматическая обработка результатов и т.д.
- Задачи в эмуляции — возможны: вариативность выполнения задачи, подсчёт времени выполнения и количества неверных действий, штрафные подсказки и т.д.
- Геймификация — использование игровых методик в процессе оценки: виртуальные очки, поэтапное погружение, стратификация по уровням и т.д.
Обучение и развитие
Преимущество — количество одновременно обучаемых, уникальная среда для обмена знаниями, недостаток — более сложная организация обратной связи.
- База знаний, форумы — позволяет сотрудникам (преподавателям и студентам) обмениваться знаниями, могут иметь общий доступ или по правам
- Дистанционные курсы (симуляторы, эмуляторы) — последовательность интерактивных обучающих материалов, выполненных в парадигме педагогического дизайна
- Вебинары (а также: телеприсутствие, чаты) — методы обучения, предполагающие одновременную дистанционную работу преподавателя и студентов
- Тестирование — в качестве промежуточной обучающей активности закрепляет знания, в целом усиливает мотивацию студента
- Методы геймификации — применение игровых методик в обучении: эмоциональное вовлечение, командная работа, конкуренция и т.д., в сочетании с методами оценки
Оценка эффективности обучения
Опирается на общие модели оценки эффективности обучения. Одна из актуальнейших тем дистанционного обучения.
- 1956, Таксономия Блума
- 1959, Модель Киркпатрика
- 1962, Модель Тайлера — Objectives Approach (Целевой подход)
- 1966, Модель Стафлбима — CIPP ("Context, Input, Process, Product" — Контекст, Исходные данные, Процесс, Продукт)
- 1966, Модель Провуса — Discrepancy Evaluation Model (Модель оценки расхождений)
- 1970, Модель Бёрда — CIRO ("Content, Input, Reaction, Outcome" — Содержание, Исходные данные, Реакция, Результат)
- 1995, Модель Кауфмана — Five Levels of Evaluation (Пятиуровневая оценка)
- 1997, Модель Джека Филлипса — ROI (Return of Investment — Возвращение инвестиций)
- 1967, Модель Роберта Стейка — Countenance Model (Модель поощрения)
- 1967, Модель Скривенса — Focus On Outcomes (Фокусировка на результатах)
- 1985, Модель Губы и Линкольна — Naturalistic Inquiry (Натуралистический запрос)
- 1990, Модель Брюса Аарона — V-Model (V-модель)
Направления и модели педагогического дизайна
Педагогический дизайн — это деятельность по организации максимально эффективного учебного опыта.
- Педагогический дизайн (Instructional Design)
- 1970, Педагогическая разработка обучающих систем (Instructional Development Learning System — IDLS)
- 1975, Модель системного подхода (Dick and Carey Systems Approach Model)
- 1985, Модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — Анализ, Дизайн, Разработка, Реализация, Оценка)
- 1994, Модель Моррисона-Росса-Кемпа (Morrison/Ross/Kemp Model)
- 1996, Общая модель педагогического дизайна (Smith and Ragan Common Model of Instructional Design)
- 1998, Теория обратного дизайна (Wiggins Theory of backward design)
- 2010, Модель OAR (Objectives-Activities-Resources — Цели-Активности-Ресурсы)
- Мотивационный дизайн (Motivational Design)
- 1983, Модель ARCS (Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction — Внимание, Актуальность, Доверие, Удовольствие)
- 2006, Модель мотивации возможностей (Motivating Opportunities Model)
Программное обеспечение дистанционного обучения
Под дистанционным обучением здесь я подразумеваю только обучение, получаемое посредством интернета или локальной сети, не рассматривая при этом телевидение, видео- и аудиомагнитофоны и пр. морально устаревшее оборудование.
Программные комплексы
Данный тип ПО представляет собой комплексы связанных между собой программ для обучения сотрудников. Все комплексы коммерческие.
- 1C:Электронное обучение — 1C
- Adobe Acrobat Connect Pro — Adobe Systems
- Google Apps for Education — Google
- Mirapolis HCM — Мираполис (Mirapolis)
- МИОС — Ситроникс
Системы дистанционного обучения
Данный тип программного обеспечения позволяет, как минимум, назначать сотрудникам обучающие активности и отслеживать их прохождение. Многие системы дистанционного обучения обладают дополнительным функционалом по управлению персоналом.
- Коммерческие СДО:
- eLearning 4G — Корпоративные Системы Обучения
- Mirapolis LMS — Мираполис (Mirapolis)
- OpenClass — Google
- SharePoint LMS — Belitsoft
- WebTutor — WebSoft
- СДО с открытым кодом:
- Claroline — Consortium Claroline
- Dokeos — Dokeos Community Edition
- Moodle — Moodle Pty LTD
- Sakai — University of Michigan et al.
- TrainingWare — Корпоративные Системы Обучения
Редакторы дистанционных курсов
Данный тип программ позволяет создавать или конвертировать дистанционные курсы и сохранять их в соответствии со стандартами дистанционного обучения.
Полноценные редакторы:
- ActivePresenter (commercial) — Atomi Systems
- Adobe Captivate (commercial) — Adobe Systems
- Articulate Storyline, Articulate Studio (commercial) — Articulate
- Composica (commercial) — Quarbon
- ContentGenerator (commercial) — FieldResources.co.uk ltd
- CourseLab (commercial), CourseLab 2.4 (freeware) — WebSoft
- Document Suite (opensource) — JetDraft Software
- eAuthor CBT (commercial) — ГиперМетод
- eXeLearning (opensource) — CORE Education
- Instructional Content Editor (commercial) — Knowledge Anywhere
- iSpring Suite (commercial), iSpring Free (freeware) — iSpring
- GOMO (commercial) — GOMO learning
- Lectora Inspire (commercial) — Trivantis
- Microsoft LCDS (freeware) — Microsoft
- Mohive — commercial
- MyUdutu — freeware
- Reload Editor — freeware
- Scenary — opensource
- SoftChalk Create — commercial
- ToolBook — commercial
- ViewletBuilder — commercial
- Xerte — opensource
- Wondershare Rapid E-Learning Suite Pro — commercial
Плагины, конвертеры, симуляторы:
- Coral Presenter — commercial, PowerPoint plug-in
- Helius Presenter — commercial, PowerPoint plug-in
- PowerPointForce — commercial, PowerPoint plug-in
- Snap! by Lectora — commercial, PowerPoint plug-in
- Tuto Active Process — commercial, buisseness process
- ViewletCam — commercial, PowerPoint plug-in
- Wimba Create — commercial, Word converter, Blackboard
Программы для дистанционного тестирования
Данный тип программ позволяет создавать тесты и проводить удалённое тестирование сотрудников.
- Платные и условно бесплатные программы:
- AVELife TestGold Studio — AVELife
- NetSupport School — NetSupport Ltd
- TestWizard — TestWizard
- Veral Test — Veralsoft
- С открытым кодом и бесплатные программы:
- AVELife TestGold Agent — AVELife
- Hot Potatoes — University of Victoria
- TAO — University of Luxembourg et al.
- Айрен — Останин Сергей
Программы для записи с экрана
- Camtasia Studio — commercial, only video
Платформы для вебинаров
- COMDI
- iWebinar — Корпоративные Системы Обучения
- HiTech OWC — HiTech Telecom
- NetSupport Assist — NetSupport
- SeeMedia
- Smart Bridgit, SMART Notebook — SMART Technologies
- Webex — Cisco
- Webils
Онлайн-сервисы дистанционного обучения
Онлайн-тестирование
- Online Test Pad
- Testserver.Pro
- http://master-test.net/
- АИССТ — Оренбургский Государственный Университет
- https://mettl.com/
- http://examinationonline.com/
- http://www.classmarker.com/
LMS онлайн
- e-КМ-Школа
- Easygenerator — freeware, commercial
- goFLUENT
- MyLMS — WebTutor
- SCIARY
- Универсиалити
- Claro — commercial, online?
- Lectora Online — commercial, online
Онлайн-разработка
- Composica — com, Quarbon
Языки и стандарты в дистанционном обучении
http://www.web-learn.ru/biblioteka-online/35-2011-03-22-11-42-54