Модель Стафлбима CIPP
Аббревиатура расшифровывается следующим образом: Context evaluation (Контекстное оценивание), Input evaluation (Оценивание на входе), Process evaluation (Оценивание процесса) и Product evaluation (Оценивание продукта).
Модель Стафлебима CIPP известна как системная модель. Она состоит из четырех основных компонентов:
Контекст - определяется цель, преследуемая аудиторией, а также определяются потребности, которые должны быть удовлетворены. Вход - определяются ресурсы, возможные альтернативные стратегии, а также определяется самый простой способ удовлетворить потребности, установленные выше. Процесс - оценивается, насколько хорошо выполняется разработанный план. Продукт - оцениваются полученные результаты, проверяется, были ли достигнуты цели, вносятся поправки: как следует разрабатывать план в следующий раз. Интересно, что эта модель изучает и сам процесс, и его результат. Однако оценивание вероятных результатов непосредственно перед обучением не проводится, следовательно, модель не годится для оценки ROI без дальнейшей доработки. В отличие от моделей Филипса и Киркпатрика в рамках данной модели требуется взглянуть на эффективность процесса, а это скорее относится к "валидизации", чтобы не путать с "оцениванием", т.е. акцент ставится на результате.
Модель CIPP была введена Даниелем Стафлебимом в 1971 году. Ее главная задача состоит в улучшении работы процесса обучения через его оценку. Она состоит из четырех компонентов:
1. Оценка контекста — помогает определить цель
2. Оценка входа — определяет способ решения, исследуя возможности, ресурсы и различные стратегии
3. Оценка процесса — помогает контролировать процесс с помощью обратной связи
4. Оценка продукта — помогает оценить достижения и результаты на основании сравнения до и после
Эти четыре составляющие оценки можно так же сформулировать в вопросах:
Что должно быть сделано? Как должно быть сделано? Делается ли это? Получилось ли достичь успеха?
http://srmo.sagepub.com/view/encyclopedia-of-evaluation/n82.xml