Райх, Функция оргазма, Цитаты

Материал из Maximedia
Перейти к: навигация, поиск
Медиатека

Содержание


о вегетотерапии

Выражение "вегетотерапия", означающее сексуально-экономическую технику лечения, представляет собой, собственно, уступку стыдливости мира, проявляющейся каждый раз, когда речь заходит о половых проблемах. Я гораздо охотнее назвал бы совокупность методов лечения "терапией с помощью оргазма", ибо вегетотерапия ничем иным не является.

(*) о душевном здоровье

Душевное здоровье зависит от оргастической потенции, то есть от степени способности к самоотречению и переживанию на пике сексуального возбуждения во время естественного полового акта. Его основу составляет лишённое невротического компонента свойство характера — способность к любви.

(*) о лечение душевных расстройств

Лечение душевных расстройств требует прежде всего формирования естественной способности к любви. Эта способность зависит от социальных условий так же, как и от психических.

о патриархате и отчуждении от жизни

Люди враждебно отчуждены от живой жизни. Это отчуждение не биологического, а социально-экономического характера. Оно отсутствует на стадиях истории человечества, предшествующих патриархату.

об авторитаризме и подавлении сексуальности

Центральную роль в процессе структурирования характеров массы людей, согласно авторитарным принципам, играет не естественная родительская любовь, а авторитарная семья. Главное средство такого структурирования — подавление сексуальности ребёнка и подростка, вступающего в пору полового созревания.

о сексуальной экономике

Сексуальная экономика не имеет ничего общего с какой бы то ни было из существующих политических организаций или идеологий. К ней неприменимы политические понятия, разделяющие различные слои и классы общества. Непризнание обществом естественной любовной жизни и отрицание права на неё за детьми и подростками — факты общечеловеческого значения, выходящие за границы государств и социальных групп.

(*) о диктатуре

корни диктатуры — в иррациональном страхе перед жизнью, который испытывают массы

(*) о мужчинах и женщинах

Мужчина является мужчиной, а женщина — женщиной не потому, что они получили благословение, а потому, что они чувствуют себя мужчиной и женщиной. Мерой настоящей свободы является внутренний, а не внешний закон.

о свободе и принуждении

Естественное моральное поведение предполагает свободу естественного жизненного процесса. Напротив, принудительная мораль идёт рука об руку с болезненной сексуальностью.

о научных теориях

Если рассматривать научную теорию с точки зрения живой жизни, то она представляет собой искусственный опорный пункт в хаосе явлений.

о терапевтическом терпении

Анализировать, сказал Фрейд, значит прежде всего иметь терпение. У бессознательного нет времени. Следует справляться со своим терапевтическим тщеславием.

об инстинктах

[...] я пришёл к тому, чтобы усматривать в инстинкте ни что иное, как "двигательную сторону удовольствия".

о стадии предвкушения

На стадии предвкушения удовлетворение всегда меньше напряжения, оно возрастает.

о неврозах в социальном разрезе

Не "материальная нужда", о которой говорит экономическое учение Маркса, порождает неврозы, а неврозы, которыми страдают люди, разрушают их способность хоть сколько-нибудь здраво действовать в условиях этой нужды, пробиться, выстоять в конкуренции на рынке труда, найти общий язык с теми, кто пребывает в том же социальном положении, вообще высвободить голову для того, чтобы думать.

о неврозах трудящихся

Неврозам трудящихся не хватает только утончённости, прививаемой культурой. Это грубый, откровенный мятеж против убийства души, касающийся всех. Обеспеченный гражданин переносит это заболевание с достоинством, да и в материальном отношении он с ним как-то справляется. Если же речь идёт о человеке труда, то у него невроз проявляется как трагический гротеск, что он собой в действительности и представляет.

о человеческой сексуальности

человек — единственный биологический вид, уничтоживший в себе естественную сексуальную функцию и болеющий из-за этого

(*) о слоях характера

Я сравнил слои характера с геологическими слоистыми отложениями, также представляющими собой застывшую историю. Конфликт, разыгравшийся на определённом году жизни, всегда оставляет след. Этот след обнаруживается в затвердении характера. Оно срабатывает автоматически и трудно поддаётся устранению. Больной не ощущает это как нечто инородное, а часто воспринимает как окостенение или потерю живости. Каждый такой слой структуры есть часть истории жизни, сохранивший актуальность и действенность в иной форме.

(*) о неудачной любви и страхе

Если стремление к любви или удовлетворению настойчивых сексуальных побуждений наталкивается на препятствие, то начинается ненависть. Но поскольку невозможно открытое проявление ненависти, то эту ненависть необходимо как-то связать, и связывается она страхом перед жизнью. Таким образом, неудачная любовь порождает страх.

о сексуально неудовлетворённых людях

Стало возможным сделать важнейший вывод: оргастически неудовлетворённый человек превращается в неискреннее существо, полное страха перед проявлением непроизвольных желаний живых реакций, то есть и перед вегетативным самовосприятием.

(*) цель лечения неврозов

цель лечения неврозов — достижение полной способности к сексуальному переживанию

(*) критика мортидо

Все терпели крушение, сталкиваясь с вопросом, определяющим каждую психотерапевтическую ситуацию: где и как должна разместиться естественная сексуальность больного, освобождённая от вытеснения? Этот вопрос у Фрейда не только не был поставлен хотя бы в самых общих чертах, но, как позже выяснилось, само отношение к нему было нетерпимым. В конце концов сам Фрейд, избегая этого центрального вопроса, создал громадные трудности, возникшие с постановкой проблемы стремления к страданию и смерти и трактовкой её как биологической потребности человека.

(*) от мортидо к терапии оргазма

страх смерти идентичен неосознанному страху оргазма, а мнимое влечение к смерти, стремление к разрушению, к Ничто представляет собой неосознанное стремление к снятию оргастического напряжения

(*) об агрессии

Агрессия в строгом смысле слова не имеет ничего общего ни с садизмом, ни с деструкцией. В буквальном смысле это слово означает "приближение". Любое положительное проявление жизни агрессивно, будь то действие ради сексуального удовольствия или деструктивное действие, проникнутое ненавистью.

о целях агрессии

Целью агрессии всегда является осуществление удовлетворения какой-либо жизненно важной потребности. Тем самым агрессия — не влечение в собственном смысле слова, а необходимое средство для возбуждения любого влечения. Агрессивным является влечение само по себе, так как напряжение толкает к удовлетворению.

(*) об агрессии как проявлении жизни

Если агрессивная сексуальность не имеет возможности найти удовлетворения, то всё же сохраняется стремление к его достижению. Тогда возникает импульс, направленный на получение удовольствия любыми средствами. Агрессивная нота начинает заглушать любовную. Если цель достижения удовольствия полностью исключена, стала бессознательной или связанной со страхом, то агрессия, которая первоначально представляла собой только средство, сама становится действием, разряжающим напряжение. Она приятна как проявление жизни.

о страхе перед жизнью

Страх пережить оргазм образует ядро общего страха перед удовольствием, который порождается причинами структурного свойства (1934г.). Обычно он проявляется как страх перед любого рода вегетативным ощущением и возбуждением или восприятием такого ощущения и возбуждения. Радость жизни и удовольствие от оргазма идентичны друг другу. Самое крайнее проявление страха перед оргазмом образует общий страх перед жизнью.

о страхе оргазма

Чем сильнее нарушение функции генитального возбуждения, тем больше негенитальные представления и фантазии овладевают генитальной сферой, тем сильнее торможение, а следовательно, и страх оргазма.

о психоаналитической работе с панцирем

Психоанализ руководствовался правилом истолкования имеющегося материала, который поступал при наблюдении над больным, без учёта стратификации и глубины этого материала. Я же предложил систематическую проработку центральной, важной в данный момент точки душевной структуры. Невроз следовало "минировать", действуя из одной надёжной точки. Каждый элемент психической энергии, который высвобождался благодаря ликвидации функции отпора, должен был усиливать неосознанные инстинктивные стремления и тем самым делать их более доступными. Стратификация невротических механизмов должна была учитывать систематическую ликвидацию слоёв, заключавших характер в панцирь. Прямые толкования материала — неосознанных влечений — могли только повредить этой работе, и их надо было избегать. Больному надлежало сначала обрести контакт с самим собой, чтобы понять формирование связей. До тех пор, пока срабатывал панцирь, больной был в лучшем случае способен к интеллектуальному восприятию, но, как показывает опыт, это имело слишком малое терапевтическое воздействие.

о неспособности к откровенности

Так как панцирь связывает больного, то его неспособность к откровенности представляет собой составную часть болезни, а не проявление злой воли.

о проявлении характера в словах

Слова могут лгать, форма их произнесения не солжёт никогда. Она является непосредственным проявлением характера, которое человек не в состоянии осознать.

о выходах асоциальных влечений

Асоциальные влечения, наполняющие неосознанную душевную жизнь, лишь тогда злы и опасны, когда блокируется разрядка энергии, легко достигаемая в нормальных любовных отношениях. В противном случае существует лишь три болезненных выхода: дикое, саморазрушающее следование инстинктам (мании, алкоголизм, преступления, вызванные чувством вины, психопатическая импульсивность, убийство на сексуальной почве, изнасилование детей и т.д.), неврозы характера, вызванные воспрепятствованием влечениям (невроз навязчивых состояний, истерия страха, истерия превращения), и функциональные психозы (шизофрения, паранойя и меланхолия, маниакально-депрессивные психозы).

о скрытой потребности в любви

Я говорю не о том, чтобы "трахнуть" женщину, а о любовном объятии с ней, не о том, чтобы помочиться ей во влагалище, а о том, чтобы сделать её счастливой. Не отличая вторично возникшие противоестественные склонности сексуального характера от глубоко скрытой потребности в любви, присущей каждому человеку, нельзя продвинуться дальше в исследовании рассматриваемых вопросов.

(*) о душевном здоровье

Меня упрекали в том, что я впал в утопию, желая убрать из жизни всё неприятное и сохранить только удовольствие. Этому я устно и в статьях противопоставлял довольно чётко выраженное утверждение о том, что традиционное воспитание делает человека неспособным испытывать удовольствие, заключает его характер в панцирь, цель которого — защитить от неприятного. Удовольствие и жизнерадостность проистекают из трудной борьбы с самим собой и переживаемого опыта. Не теория отсутствия страданий, которой придерживаются йоги и буддисты, не эпикуровская философия наслаждения, не самоотречение монашества, а чередование борьбы и счастья, заблуждения и истины, ошибочного шага и его осмысления, рациональной ненависти и рациональной любви, короче, полная проявленность во всех жизненных ситуациях — вот признак душевного здоровья.

(*) о связи боли и счастья

Способность выносить неприятности и боль, не погружаясь в разочарование, напрямую связана со способностью воспринимать счастье и дарить любовь. Говоря словами Ницше, тот, кто хочет научиться "возносить к небу ликующий крик", должен быть готов и "опечалиться до смерти".

(*) о современном браке

Брак — это не только дело любви, как говорят одни, и не чисто экономический институт, как утверждают другие. Он представляет собой форму взаимоотношения полов, при которой удовлетворение половых потребностей определяется социально-экономическими процессами. Сексуальные и экономические потребности, особенно свойственные женщине, смешиваясь, порождают желание вступить в брак независимо от идеологии, воспринимаемой с самого детства, и морального давления со стороны общества. Браки страдают от всё более усиливающегося противоречия между сексуальными потребностями и экономическими условиями. Потребности можно удовлетворять с одним и тем же партнёром только в течение определённого времени, а экономические связи, моральные требования и человеческие привычки настаивают на поддержании длительных отношений. Отсюда — жалкая ситуация, характеризующая брак. Добрачный аскетизм призван воспитывать для брака. Но этот аскетизм порождает сексуальные нарушения, подрывая тем самым брак. Сделать брак счастливым может сексуальная полноценность, но та же полноценность на каждом шагу противоречит проникнутому морализаторством требованию пожизненного брака. Таковы факты, к которым можно относиться как угодно, исключая лицемерие. При неблагоприятных внутренних и внешних условиях названные противоречия ведут к покорности судьбе, что требует торможения вегетативных импульсов. Это активизирует в душевных глубинах все имеющиеся невротические механизмы. Место сексуального партнёрства и человеческого товарищества занимают отношения отцовства и материнства между супругами, взаимная рабская зависимость и питающий их скрытый инцест.

об иррациональной власти

Научное рациональное регулирование человеческого бытия является высшей целью. Но иррациональная структура психологии масс, носителей исторического процесса, делает возможной установление диктатуры с помощью использования иррационализма.

о расхождении Райха и Фрейда

Сегодня я понимаю и его [Фрейда] величие, и неизбежность охватившего его отчаяния. Полтора десятилетия он боролся за признание простых фактов. Коллеги бросали в него грязью, обзывали шарлатаном и оспаривали честность его намерений. Фрейд был не социальным прагматиком, а "только" учёным, но в самом строгом смысле этого слова. [...] Они [ученики] внесли в организацию консервативные привязанности этого мира, но без организации работа Фрейда не могла существовать. Один за другим эти ученики жертвовали теорией либидо или опошляли её. Фрейд знал, как трудно было отстаивать теорию либидо. Но в интересах самосохранения и сохранения движения он не мог высказать взгляды, которые он только один и защищал. Он своей наукой вышел далеко за тесные духовные рамки традиционной буржуазности, а его же школа тянула его назад. Фрейд понимал, что я в 1929 был прав в своём юношеском задоре, но признать это означало пожертвовать половиной организации психоаналитиков.

(*) о двойственности людей

Я научился видеть людей в их двойственности. Они зачастую были испорчены, зависимы, вероломны, нашпигованы пустыми фразами и пребывали в состоянии душевного запустения. Но это не было дано от природы. Такими они стали под воздействием жизненных обстоятельств, хотя, в принципе, могли стать и другими — порядочными, способными любить, общительными, проникнутыми чувством солидарности, человеколюбивыми по собственному побуждению...

о сексуальном интересе

Не существует интереса, который влияет на человека сильнее, чем сексуальный.

(*) о психологической кастрации

В ходе работы в консультациях мне стало ясно, что функция подавления детской и юношеской сексуальности заключается в том, чтобы возможно легче обеспечить родителям послушание детей. В самом начале экономического патриархата сексуальность детей и юношества преследовалась с помощью прямой кастрации или уродования половых органов каким-либо способом. Позже общеупотребительным средством стала душевная кастрация посредством привития чувства сексуального страха и чувства вины. Функция сексуального угнетения заключается в том, чтобы возможно легче обеспечить послушание людей, равно как и кастрация жеребцов и быков должна превратить их в покорных тягловых животных.

о функции аскетизма

Функция аскетизма состоит в том, чтобы сделать детей послушными. Сексуальное угнетение становится важным инструментом экономического порабощения.

(*) о трёхслойной структуре и надежде

Патриархально-авторитарная эра истории человечества знала попытки поставить проявления вторичных асоциальных влечений под угрозу наказания с помощью запретов, основанных на принудительной морали. Так культурный человек нашей эпохи превратился в существо с трёхслойной структурой. На поверхности он носит искусственную маску самообладания, принудительной, неискренней вежливости и общительности. Под этой маской он скрывает второй слой, фрейдовское "подсознательное", в котором сдерживаются садизм, жадность, сладострастие, извращения всякого рода и т.д. Этот второй слой является искусственным продуктом культуры, отрицающей сексуальность, и сознательно ощущается в большинстве случаев только как внутренняя пустота и тоска. За ним, в глубине живут и проявляются естественная общительность и сексуальность, стихийная радость труда, способность любить. Этот третий и последний слой, представляющий собой биологическое ядро структуры человеческого характера, не осознаётся и вызывает страх. Само его существования противоречит авторитарному воспитанию и господству. Он является в то же время единственной реальной надеждой на то, что человек однажды справится с общественным убожеством.

о том, что такое невроз

Невроз — не что иное, как сумма всех хронически автоматизированных торможений естественного полового возбуждения.

о социальных корнях невроза

Приспособление к сегодняшней реальности, например, в форме иррационального воспитания или иррациональной политики, сам является невротическим.

об открытии телесных процессов

Ослабление жёсткости мышц вызывало у больных странные телесные ощущения: непроизвольную дрожь, конвульсии мускулатуры, чувства тепла и холода, зуд, мурашки, щекотку, физические ощущения страха; а также такие чувства, как страх, ярость и удовольствие. Я должен был порвать со всеми старыми представлениями об отношениях между телом и душой, если хотел постичь эти явления. Они были не "следствиями" по отношению к "душевным" процессам, а просто самими этими процессами в телесной сфере.